Франсуа Ноэль Бабёф – первый в истории коммунист-революционер
Содержание
- 1 Почему Франсуа Бабёф выбрал себе псевдоним Гракх?
- 2 Биография Франсуа Бабёфа
- 2.1 Тяжелое детство
- 2.2 Карьерный рост
- 2.3 Гракх Бабёф и Великая французская революция
- 2.4 Франсуа Гракх Бабёф – новая фигура на полотне Великой французской революции
- 2.4.1 Гракх Бабёф осуждает якобинский террор, но призывает к террору против Директории
- 2.4.2 Гракх Бабёф снова в тюрьме
- 2.4.3 Гракх Бабеф публикует политическую программу
- 2.4.4 Гракх Бабёф создает первую в истории коммунистическую революционную партию – Заговор равных
- 2.4.5 Заговор равных набирает популярность
- 2.4.6 Заговор раскрыт, мятежники арестованы
- 2.4.7 Гракх Бабёф – один из творцов и жертв Великой французской революции
- 3 Философия Бабувизма. Чего хотел добиться Гракх Бабёф?
- 4 Источники
Французский революционер Франсуа Ноэль Бабёф (François Noël Babeuf) с раннего детства познал нужду и тяжелый физический труд. Он возненавидел феодальный строй и его прислужницу – католическую церковь и посвятил жизнь борьбе за справедливое общество, возглавив заговор равных. Под псевдонимом Гракх Бабёф в печатных изданиях развивал собственную социальную философию – предшественницу научного коммунизма.
Почему Франсуа Бабёф выбрал себе псевдоним Гракх?
Гракх – когноменПрозвище, полученное когда-то одним представителем рода и позднее закрепившееся за всеми представителями этого рода и ставшее, таким образом, прозвищем рода плебейского рода Семпрониевлат. Sempronii. Самая известная ветвь этого рода – Семпронии Гракхи. Два брата из рода Семпрониев – Тиберий и Гай – в период поздней республики занимали должности народных трибунов, были знаменитыми политическими деятелями и социальными реформаторами. Братья были авторами аграрного закона, по которому предполагалось раздать земли нобилитеталат. nobilitas — «знать» — богатая верхушка римских правителей и землевладельцев крестьянам. Оба брата были убиты по заказу влиятельных людей Древнего Рима.
Биография Франсуа Бабёфа
Тяжелое детство
Будущий Гракх Бабёф родился в ноябре 1760-м в бедной многодетной семье бывшего офицера. Майор Французской королевской армии Клод Бабёф скатился в нищету и перебивался случайными заработками на черных работах. Как и всех поданных божьей милостью короля Франции, Франсуа крестили в приходской церкви в первые дни после рождения. Так он получил второе имя – Ноэль (Noël).
Уже с 12 лет, чтобы прокормиться и поддержать семью, Франсуа трудился землекопом на строительстве канала в Пикардии.
Карьерный рост
Как грамотный парень, в 17 лет Франсуа устроился учеником к местному феодальному нотариусу. Работал юристом в архиве и домашней прислугой у дворян. К 21-му стал февдистомспециалистом по феодальному праву. Работая в канцелярии местного комиссарафр. commissaire à terrier, молодой Франсуа помогал аристократам и духовенству отстаивать земельные права в спорах с мелкими крестьянами.
Будучи выходцем из бедной семьи, Бабёф с ранних лет познал тяжкую долю трудящихся масс и страстно возненавидел феодальный строй с присущей ему несправедливостью. С раннего детства он видел крайнюю нужду тех, кто непрерывно работает, и праздную роскошь тех, на кого работают.
Франсуа занимался самообразованием, много читал французских просветителей. Большое влияние оказали на него труды крупных социальных философов:
- Шарль Луи де Монтескье;
- Габриэ́ль Бонно́ де Мабли;
- Этьенн-Габриэль Морелли;
- Жан-Жак Руссо.
Бабёф стал убежденным противником частной собственности и сторонником построения общества, которое будет основано на равенстве.
Гракх Бабёф и Великая французская революция
Землемер из Руа
Когда грянула революция, Бабёф жил в Руа (Roye) в ПикардииИсторическая область на севере Франции между Парижем и морскими пляжами. Будущий революционер работал там землемером. В этом же году он написал свою первую политическую статью об изъятии земель у феодалов.
В марте 1789-го Бабёф составлял книгу жалоб. Вскоре он становится журналистом и постоянно ездит между Парижем и Руа.
Переезд в Париж
23 июля 1789 года Бабёф писал жене из Парижа в Пикардию:
«Все виды мучений: изгнания, пытки, колесование, костры, плети, виселицы, палачи, которых множат повсюду наши хозяева, — сделали из нас чудовищ. Господа больше не охраняют нас, своих рабов. Они изволят доводить нас до бесчеловечной жестокости, потому что по своей природе сами такие. Они пожнут то, что посеяли».
С сентября 1789-го Бабёф работает корреспондентом в политическом журнале «Европейский курьер», который печатался в Лондоне. Одновременно он организует петиции и проводит собрания.
22 октября 1789 года Бабёф впервые выступил публично. От требовал отмены:
- косвенных налогов, которые монарх тяжким бременем кладет на плечи народа;
- имущественного ценза на выборах в Учредительное собрание.
В июле 1789 г. Франсуа переехал в Париж, где стал свидетелем взятия Бастилии. Это стартовое событие Великой французской революции. В столице Бабёф опубликовал проект радикального аграрного закона «Бессрочный земельный кадастр, посвященный Национальной ассамблее. Год 1789 или первый год французской свободы»фр. «Cadastre perpetuel, dedié a l’assemblée nationale, l’an 1789 et le premier de la liberté française».
Главный пункт его программы — экспроприировать земли аристократии и церкви и распределить их поровну между французскими гражданами.
Первый тюремный срок
В 1790-м власти обвинили Бабёфа в подстрекательстве к восстанию и 19 мая посадили в тюрьму Консьержери (La Conciergerie).
Во время первой отсидки, длившейся два месяца, Бабёф написал:
«Если народ является источником верховной власти, он имеет право и должен сделать все, что в его силах, чтобы получить эту власть».
(ориг. франц.«Si le peuple est souverain, il doit exercer lui-même tout le plus qu’il peut de souveraineté»).
В июле того же года Бабёф вышел из тюрьмы благодаря протекции другого французского революционера Жан-Поля Марата. Бабёф издает свою первую газету – Le Journal de la Confédération. Всего на свет выйдет три номера этой газеты.
14 июля 1790 года Франсуа Бабёф присутствует на празднике ФедерацииПраздничный фестиваль, которым Франция отмечала годовщину взятия Бастилии 14 июля 1789 г. (la Fête de la Fédération).
Возвращение в Руа
В октябре Бабёф вернулся в Руа, где основал политическую революционную газету «Пикардийский корреспондент»фран. Correspondant Picard. В своем издании Бабёф агитировал за прогрессивную шкалу налогов и осуждал избирательный ценз на парламентских выборах 1791-го.
В 1793-м крещенный в младенчестве Франсуа отрекся от католической веры. Комментируя это решение, он писал:
«Христианство и свобода несовместимы»
(ориг. фран.«Le christianisme et la liberté sont incompatibles»).
В ноябре избран членов муниципального правления Руа. Вскоре Бабёфа стали называть пикардийским маратом в честь французского революционера Жан-Поля Марата.
Аграрная программа Бабёфа:
- уничтожение крупной земельной собственности;
- полная ликвидация прав феодалов на землю без выкупных платежей крестьян;
- «аграрный закон».
В марте 1791-го назначен уполномоченным сделать доклад о состоянии государственной собственности в городе. В брошюре, увидевший свет в июле 1791-го, он признавал феодальную собственность несправедливой и незаконной.
Франсуа Бабёф проживал в Руа до 1792 года. 10 августа 1792 года после штурма королевского дворца в Тюильри французский король Людовик XVI был низложен. Монархия во Франции пала. Бабёфа избирают членом генерального совета департамента СоммаDépartement de la Somme. Вскоре он перевелся администратором в округ МондидьеDistrict de Montdidier.
Бабёфа преследуют по ложным обвинениям
Бабёф открыто призывал к раздаче земли беднякам. Это настроило против него более умеренных коллег из муниципальной администрации. Они воспользовались оплошностью Бабёфа при оформлении одного из актов о национализации земель, обвинили его в подмене имени, сместили с должности, возбудив судебное преследование за мошенничество. Не доверяя судьям Соммы, Бабёф бежал в Париж, где примкнул к якобинцам.
23 августа 1793 года по ложному обвинению в подлоге он был приговорен к 20 годам заключения. Но тут же освобожден от отбывания срока и назначен секретарем продовольственного комитета«Комитет выживания» фр. Comité des Subsistances – один из комитетов Национального Конвента Франции, действовавшего с 21 сентября 1792 по 26 октября 1795 гг. Парижской КоммуныМуниципальное правление города Парижа с 1789 по 1795-й.
Работая в Конвенте, Бабёф поддерживает выступление санкюлотов против соглашения о голодеle pacte de famine, якобы выдвинутого Пьером Луи Манюэлем (Pierre Louis Manuel) – прокурором Парижской коммуны.
Бабёфа продолжают преследователь по делу Мондидье. 14 ноября 1793-го его вновь арестовали и посадили в тюрьму. Кассационный суд отменил приговор и направил дело Бабёфа на новое рассмотрение в трибунал департамента Эны (Département de la Aisne), который 18 июля 1794 года полностью оправдал Бабефа. Через 10 дней произошел Термидорианский переворот. Был сброшен Робеспьер и группировка монтаньяровМонтаньяры – политическая партия в законодательном собрании во время Великой французской революции. Свое название – «монтаньяры, горцы» — партия получила от того, что ее члены занимали верхние места в зале, сидели на вершине (les montagnards) в Конвенте.
Франсуа Гракх Бабёф – новая фигура на полотне Великой французской революции
Гракх Бабёф осуждает якобинский террор, но призывает к террору против Директории
Бабёф вернулся в Париж. 3 сентября 1794-го вышел первый номер издаваемого им журнала «Свобода печати» (La Liberté de la Presse). С 5 октября журнал стал называться «Народный трибун» (Le Tribun du Peuple) в честь одноименной должности в Древнем Риме. Автор издания в качестве псевдонима взял когномен династии римских трибунов и стал известен как Гракх Бабёф.
Гракф Бабёф становится убеждённым противником термидорианского Конвента. Однако он рассматривал якобинский террор как эксцесс, а не ее родовой признак революции. Под его пером Робеспьер становится Максимильяном-истребителем. Бабёф представляет Робеспьера и его эпигонаПоклонник, последователь какого-либо движения, не способный сделать какой-либо творческий вклад и слепо повторяющий идеи вождя Жана-Батиста Карьера (Jean-Baptiste Carrier) как главных зачинщиков плана популицидаот лат. слов populus и -cide и «истребление, убийство народа». Термин предложен Гракхом Бабёфом, совпадает по значению с современным термином «геноцид».
28 июля 1794-го на гильотине был казнен Робеспьер. Закончилась эпоха террора (La Terreur). Начался Белый террор (Terreur Blanche). На страницах своего издания Бабёф открыто защищал деятелей революции, обвиняемых в терроре, однако не одобрял меры, за которые их судили.
«Я осуждаю эту конкретную часть их программы»
(ориг. фран.«Je réprouve ce point particulier de leur système»)
Поначалу идеи Бабёфа не пользовались большой популярностью даже среди якобинцев. 7 февраля 1795-го он вновь арестован. Подшивка Трибуна была публично сожжена в театре Бержере (Théatre des Bergeres).
Гракх Бабёф снова в тюрьме
Гракх Бабёф заключен в тюрьму в Аррасе (Arras). Здесь он имел возможность общаться с другими политзаключенными:
- Филиппе Буонарроти;
- О. А. Дарте;
- Симон Дюпле;
- Ш. Жермен;
- Рене-Франсуа Лебуа (René-François Lebois) – редактор журнала «Друг народа» (L’Ami du peuple).
Сидя в Аррасской тюрьме, Бабеф написал одну из своих основных работа – «Манифест плебеев» (Le manifeste des plébéiens). Первоначально Манифест распространялся в аррасских и парижских тюрьмах. Позднее он был опубликован в 35-м выпуске Народного трибуна 30 ноября 1795 г.
Гракх Бабеф публикует политическую программу
Бабёф вышел из тюрьмы через 8 месяцев 18 октября 1795-го. Он был убежден, что французская революция не завершена. Свою политическую программу он изложил в 1796 году в 33-м выпуске Народного трибуна. Она называлась Манифест равных (Manifeste des Égaux). Соавтором Бабефа был французский писатель, поэт и памфлетист Сильвен Марешаль (Sylvain Maréchal).
Бабёф в Манифесте равных:
«Французская революция — всего лишь предшественник другой истинной революции, более масштабной, более священной и последней»
В Манифесте равных Бабёф призывает перейти наконец от провозглашенного равенства (l’égalité proclamée) к равенству на деле (l’égalité dans les faits). Он намерен создать первое «на злополучном глобусе»фр. sur ce globe infortuné государство подлинного равенства – Республику Равенства (La République des Égaux).
Гракх Бабёф создает первую в истории коммунистическую революционную партию – Заговор равных
Бабёф становится организатором и руководителем собственного движения «во имя равенства». Среди современников партия получила известность как «Заговор равных» (La Conjuration des Égaux).
Формальным лозунгом этого течения декларировался возврат к Конституции 1793-го как более демократичной и учитывающей интересы широких народных масс. Она была принята на референдуме всеобщим мужским голосованием, но так и не была введена в исполнение. Истинной целью группы Бабёфа становится свержение Директории и установление нового порядка, основанного на принципах равного распределения национальных благ.
Правительство продолжает жесткую политику репрессий. 27 февраля 1796-го Наполеон Бонапарт, будущий Император Наполеон I, закрыл клуб Пантеона (фр. Panthéon), где заседали якобинцы. Бабёфа пытались арестовать в январе 1796-го. Идейный наследник римских трибунов бежит и скрывается в подполье.
Тем временем в стране разразился экономический кризис. Исполнительная директорияВысший орган государственной власти Франции с 1795 по 1799 гг. пыталась изменить старую систему, при которой Париж обогащался за счет всей Франции. 20 февраля 1796 года отменены номинальные ценыЦена, которая указывается непосредственно на банкноте или ценнике на хлеб и мясо. Это сообщение вызвало всеобщий страх перед голодом. Рабочие, служащие и даже рантье получали доходы в ассигнациях, которые правительство выпускало произвольно.
Заговор равных набирает популярность
Из-за невозможности действовать легально «Заговор равных» переходит в подполье. Вокруг Бабёфа сплотился узкий круг единомышленников, известных как «Общество равных» (фр. Societé des égaux). Вскоре это общество слилось с Якобинским клубом, выгнанным из Пантеона и также ушедшим в подполье.
«Нет частной собственности на землю! Отныне земля никому не принадлежит. Мы хотим и требуем права пользоваться плодами земли для каждого. Эти плоды принадлежат всем»
Популярность Бабёфа росла пропорционально экономическому кризису. Сеть «равных» охватывает все районы Парижа и некоторые провинциальные города. Координирует работу подполья секретный директорат (un Directoire secret), возглавляемый Бабёфом.
Под псевдонимом Лаланд, слуга Отечества (Lalande, soldat de la patrie) Бабёф публикует воззвание «Просветитель народа или защитник 25 миллионов угнетенных» (Eclaireur du Peuple, ou le Défenseur de Vingt-Cinq Millions d’Opprimés). Бумага переходит из рук в руки на улицах Парижа.
В 40-м номере Трибуна Бабёф похвалил организаторов сентябрьской расправы (Massacres de septembre) и заявил, что нужно повторить такие мероприятия, чтобы раз и навсегда покончить с правительством, которое состоит из «кровопийц, тиранов, вешателей, мошенников и шутов». Поползли слухи о национальном банкротстве. Это заставило тысячи представителей низшего класса примкнуть к идеям Бабёфа. 11 апреля Париж был увешан плакатами с заголовком «Анализ учения Бабёфа» (Analyse de la Doctrine de Babeuf).
Общество равных продолжает распространять свои брошюры. В них объявляется об отмене денег и денежного обращения, о бесплатной раздаче продовольствия и подселении бездомных в жилища состоятельных граждан (т. н. уплотнение).
Бабёф даже сочинил собственную песню «Умирая от голода и холода»фр. Mourant de faim, mourant de froid. Ее распевали по всему Парижу в кабачках под бурные аплодисменты. Движение Бабефа опиралось не только недовольных парижан, читающих запрещенные издания и распевающих антиправительственные песни. Части Французской революционной армии в пригороде Парижа Гренели (Grenelle) были готовы присоединиться к восстанию.
Президент Исполнительной директории Лазарь Карно (Lazare Carnot) полон решимости закрыть общество как «противозаконное и враждебное общественному спокойствию». 16 апреля он принял закон, который карает смертью призывы к Конституции 1793 года и к роспуску Директории.
Заговор раскрыт, мятежники арестованы
Центральное бюро через своих агентов, в том числе внедренных в Общество равных, собирало доказательство готовящегося восстания с участием якобинцев и левых радикалов. Внедренный в Общество тайный осведомитель Жорж Гризель (Georges Grisel) сообщил властям точную дату восстания – 11 мая 1796 года.
Директория опередила заговорщиков. Гракх Бабёф был арестован за день до восстания 10 мая. Вместе с Бабёфом арестованы некоторые его сторонники:
- Августин Дарте (Augustin Alexandre Darthé);
- Филиппе Буанарроти (Philippe Buonarroti);
- Бывшие член Национального Конвента:
- Роберт Линдет (Robert Lindet);
- Жан-Пьер-Анри-Амар (Jean-Pierre-André Amar);
- Жан-Батист Друэ (Jean-Baptiste Drouet).
Последний известен тем, что, еще будучи начальником почтового отделения, узнал бежавшего из Парижа Людовика XVI и способствовал задержанию монарха в городе Варенн 20 июня 1791 года. Позже примкнул к якобинскому клубу, был членом КонвентаВысший законодательный орган Первой французской республики. Действовал с сентября 1792 по октябрь 1795 гг.. К 1796-му он входил в Совет Пятьсот (Cinq-Cents).
Якобинцы пытались освободить заговорщиков, но им это не удалось. Арестованных перевели из Парижа в Вандом (Vendôme). Там они предстали перед судом.
Гракх Бабёф – один из творцов и жертв Великой французской революции
Судебное следствие началось 20 февраля 1797-го. Группу Бабёфа обвиняли в подготовке мятежа с целью дестабилизации обстановки и развязыванию кровопролития. На самом же деле их судили за измену интересам феодальной аристократии. Бабёф был привлечен как лидер и организатор заговора. Дарте судили за составление приказа о казни пяти директоров Директории. Во время всех заседаний он хранил молчание. Бабёф же выступал публично. В частности, ему приписывается следующее заявление на суде:
«Солнце революции осветило мой жизненный путь. Я увидел феодальную систему Франции в образе гидры со ста головами».
26 мая 1797 года высокий суд (Haute cour) приговорил Бабёфа и Дарте к смертной казни. Буонарроти и Шарль Жермен сосланы. Друэ сбежал, остальные оправданы.
Некоторые источники сообщают, что во время провозглашения приговора Бабёф и Дарте выхватили кинжалы и нанесли себе удары, которые должны были стать смертельными. Двойное самоубийство не удалось.
Версия эта вызывает вопросы объективного и субъективного характера:
- Как конвой допустил, что подсудимые в зале суда имели при себе холодное оружие?
- Зачем тыкать в себя кинжалом, если ты приговорен к быстрой и легкой смерти путем отрубания головы?
На следующий день 27 мая изранивших себя заговорщиков отнесли на эшафот, положили на скамейку и по очереди отрубили головы на гильотине. Тело Франсуа Бабёфа захоронили в братской могиле на старом кладбище Вандома.
Вдова Бабёфа осталась с тремя детьми, из которых старшему сыну в год казни отца исполнилось 12, а самый младший родился в январе. В то время французы не знали материнских пособий и детских домов. Эти социальные достижения будут отвоеваны у монархии во второй половине XIX века ценой массовых кровопролитий. Детей Гракха Бабёфа усыновили другие политические деятели Франции: Феликс Луи Лепелетьер и Луи Тюро.
После казни лидера бабувистов идеи радикального якобинского республиканизма и экономического коллективизма продолжал пропагандировать Филиппе Буонарроти.
Философия Бабувизма. Чего хотел добиться Гракх Бабёф?
Великая Французская революция была буржуазной. В результате событий 1789-1795 гг. к власти во Франции пришла буржуазия –более прогрессивный, чем аристократия класс. Но классовая борьба, которая разгорелась в ходе революционных событий, вызвала к жизни различные течения внутри революции, в том числе радикального левого толка. Самым последовательным движением в этом плане была группа, возглавляемая Гракхом Бабёфом. Учение Бабёфа — бабувизм — стало предшественником коммунизма и анархизма — левых течений, оформление которых завершилось в XIX веке.
Аграрная реформа Бабёфа
Одно из естественных прав человека – равное пользование дарами природы. Земля – богатство, данное людям природой. Все люди имеют на нее равное право. Следовательно, нарушение этого права противоестественно и является преступлением.
Бабёф призывает поделить землю между всеми людьми поровну. И таким образом реализовать естественное право людей на равное пользование землей. Затем Бабёф идет дальше. Он объявляет собственность преступлением. Собственность есть узурпация общественных благ в пользу определенных индивидов.
Бабёф приходит к выводу, что простой передел земли в перспективе не устранит неравенство. Одним достанется лучше участок. Другие скупят у нерадивых соседей и будут наживаться на аренде. Нужно устранить главную причину неравенства — частную собственность. Земля и другая недвижимость должны раз и навсегда перейти в общественную собственность. Сельское хозяйство должно вестись на коллективных фермах. Так возникает прообраз колхозов.
Строгая уравнительность и другие заблуждения Бабёфа
В идеальной республике Г. Бабёфа благородная в своей основе идея всеобщего равенства приобретает черты аскетической уравнительности и примитивизма. Все без исключения — от академика и генерала до подсобного рабочего и носильщика должны быть материально равны и получать одинаковое количество благ с общественных складов. Все должны питаться одинаково и носить равную по стоимости одежду, чтобы не возникало даже намека на неравенство. Полное равенство предусматривалось даже в мелочах, вплоть до одинаковых костюмов и одинаковой мебели в квартирах. Таким образом, Бабёф уравнивал умственный и физический труд.
Сегодня ясно, что руководитель высшего уровня не может жить наравне с чернорабочим в силу объективных обстоятельств. Во-первых, он несет должностную и материальную ответственность за принимаемые решения. Во-вторых, исчезает мотивация учиться и делать карьеру.
Продвинутые теоретики коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс критиковали философию Бабёфа за излишний аскетизм и грубую уравнительность. Модель, предложенная Бабёфом, отражала низкий уровень общественного сознания зарождавшегося пролетариата. Будучи жителем домашинной эпохи, Гракх Бабёф видел новое общество, как исключительно аграрное и ремесленное, существующее за счет ручного труда. Еще не понимая значение научно-технического прогресса, Бабеф не был склонен превозносить людей умственного труда и поэтому ставил инженера, ученого или врача на одну ступень с дворником или кучером.
Труд – это обязанность и потребность
Труд должен быть общественный и обязательный. Будет устранен класс рантье — паразитов, которые сами не трудятся, а живут за счет частной собственности, переданной по наследству. Труд — одно из естественных прав человека. Он облагораживает. В умеренном не изнуряющим количестве он способствует поддержанию физического и духовного здоровья. Не удивительно, что для состоятельных буржуа философия Бабёфа опасна и гибельна, так как в случае реализации на практике привела бы к потери нажитых не своим трудом жизненных благ и социальных преимуществ.
В чем Гракх Бабёф предвосхитил Маркса?
Гракх Бабёф не был первым социалистом. Он впитал идеи предшественников, как своих соотечественников, так и английских и итальянских социальных мыслителей. Но если Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Жан Мелье и другие утописты верили в ненасильственный переход к справедливому обществу путем пропаганды и примера, Бабёф понимал, что правящие классы не уступят добровольно.
Гракх Бабёф был одним из первых, кто попытался реализовать на практике классовую борьбу путем вооруженной революции. Заговор равных — это план насильственного свержения французского правительства — Исполнительной директории, которое не желает строить настоящее равенство, а лишь декларирует его.
Бабёф понимал, что в первые годы после победы революции понадобиться военная диктатура и классовый террор, так как подвинутые от власти классы будут стремиться вернуть старое положение. Постепенно будут устранены очаги сопротивления и совершен полный переход от несправедливых феодально-капиталистических отношений к обществу равных и счастливых.
На протяжении всей революции Бабёф отстаивал интересы неимущих классов. В особенности его волновала судьба мануфактурного пролетариата, который еще проживал в деревне, но получал заработную плату в городе. Маркс и Энгельс признавали, что программа Общества равных вполне выражала интересы пролетариата.
Бабёф хотел фактического равенства среди людей, считал его идеалом общественного устройства. Опыт якобинской диктатуры по распределению продовольственных ресурсов в столице привели Бабёфа к мысли о практической возможности осуществления «общества совершенного равенства».
Цель состоит в том, чтобы продолжить революцию, утвердить Конституцию I года (1793 г.), добиться коллективизации земель и средств производства. Без этого невозможно достичь «идеального равенства» (la parfaite égalité) и «общего счастья» (le bonheur commun). Равенство – центральный стержень учения Бабёфа. Оно должно быть достигнуто любой ценой. В этом смысл Великой французской революции.
Демократия – вторая по важности цель после равенства. В 42-м номере «Народного трибуна» Бабеф писал:
«Правители совершают революции только для того, чтобы править. Мы же хотим навсегда обеспечить счастье людей подлинной демократией».
Философия Бабёфа базировалась на естественном праве. Равенство есть естественное право людей. А следовательно, борьба за него является не только правом, но и обязанностью. Борьба за равенство пронизывает всю историю человечества. С его точки зрения, Французская революция должна была стать последним эпизодом этой вечной борьбы и принести избавление бедным и угнетенным. Однако поскольку революция не доведена до конца вследствие гибели Робеспьера, то необходимо ее продолжить.